Немного напишу о "28 панфиловцах". Звиняйте, коротко не вышло. По причине утреннего сеанса / ну нет времени у бсвободного фрилансера/ зале присутствовали только мужички в возрасте, и никакого попкорна!
Ну что можно сказать в целом: фильм удался, я, как и большинство поклонников, увидел, наконец, то, что и надо было снимать о Великой Войне. А то наши мэтры и клоуны клипмейкеры вдруг возомнили о себе невесть что, навытворяли за эти годы нечто страшное. Как и отмечали некоторые известные личности, "28" - это новое явление в русском кино. Буржуазные же критики больших городов, живущие на деньги чиновников и олигархов, понятно дело, встретили новый киноязык в штыки. Им милее опусы типа "Штрафбата", где потерявший совесть режиссер собрал все диссидентские байки о войне в кучу, и выдал гуано на гора. Но народ не дурачок, на такие фокусы уже не ведется.
О стиле фильма. Мне нравятся подобные по-настоящему кинематографичные картины-погружения. Тебя просто ставят в создаваемую реальность, не торопясь процеживая цепь событий, и в меру выпячивая главную сущность этой кинокартины, без излишних акцентов. Бойцы, занятые тренировкой, командир батальона, смотрящий на них в окно и понимающий, что завтра пошлет их на смерть. ИБО ТАК НАДО. Наши гуманисты-правдорубы, зачастую, забывают, что это война, а на войне жертвуют не только пешками, но ферзями. Не хотите смертей - стройте рай. Только что-то у человечества это не очень хорошо получается. А посылали на смерть не только советские командиры, но и например немцы. Они то умели жестко воевать, в отличии от тех же американцев. Для справки: только русские и немцы вели жестокую и бескомпромиссную разведвойну на линии фронта. Американцы считали это бесчеловечным, посылать людей на верную смерть, вот и проморгали Арденны.
Отсюда имеем вывод, почему возникло такое противостояние либеральной, да отчасти молодежной публики, и людей в возрасте. Мужчины лет так за 30 и старше, по большей части уже отслужившие в армии, а может и повидавшие уже чего, просто примеряют подобную ситуацию на себя. Дети, выросшие на комиксах и компьютерных игрушках просто не понимают, что вот так, завтра, тебя могут одеть в шинель и послать на смерть. И ты будешь двигаться к линии фронта в колонне таких же новобранцев. Таких же людей, которые также хотят жить, вернуться после войны к семьям, продолжить свой род. Но пришел враг, страшный враг и мужчины должны выполнить свой долг, защитить младших и слабых, свою Родину. А ты идешь вперед, и там что-то страшно грохочет, там сверкают кровавые зарницы. По обочинам разбитой бомбами дороги лежат скелеты лошадей и разбитые в труху повозки. Вперед движется поток собранных, целых подразделений, а обратно ты видишь жалкий ручеек повозок с обрубками тел, стонущими телами бедолаг на телегах. Тебе страшно, впереди смерть, но что-то гонит тебя вперед. И это отнюдь не страшные отряды НКВД с пулеметами. Те сами по уши заняты охраной важных объектов и поимкой диверсантов, сами кровью захлебываются. Тебя толкает вперед долг, долг перед предками, которые оставили тебе эту землю, это Отечество, тебя толкает вперед гражданская ответственность. Ведь начальство не спасет за тебя твою Родину, партия не сможет спасти твоих детей - только ты, вооруженный, обученный и накормленный за счет народа, только ты сможешь убить врага, уничтожишь его навсегда. И никто другой. И ты идешь вперед, на передовую, где ждет тебя кровавая жатва. Сколько шансов у пехотинца в реальном бою, да еще и против танков? Примерили на себя шкуру солдата? Нормальный мужик прочувствует всю жестокость войны, ее прокрустовы жернова настоящего конвейера смерти и еще лучше поймет своего деда, вот так вот сжимавшего винтовку в заскорузлых ладонях, вставшего насмерть на этом безымянном русском поле. Это только существо в штанах будет выискивать гадкие и скользкие для души поводы поглумиться над "совками" и побольнее пнуть "Эту страну".
Особо хочу отметить работу операторов, да и все съемочной группы: молодцы ребята - современная картинка, хороший, крепкий монтаж, без этого модного мельтешения кадров, бессмысленной перепрыжки от одного к другому, не оставляющему времени для осмысления увиденного. Да, эти мужики не былинные герои, не супербоевики из комиксов, они не всегда точно стреляют, не всегда получается точно забросить гранату, они умирают так не вовремя. Против стрелковой роты и одной /одной, Карл!/ батареи ПТО действует мощное танковое подразделение вермахта, артиллерия не жалеет боеприпасы. Но все равно они не пропустили врага, почти все погибли, но долг свой выполнили. Вот таким макаром и остановили немцев под Москвой. Не снег, не "Генерал мороз", а умение и желание сражаться, пусть и малыми силами. Гитлер мог потом кричать припадочно на своих генералов, обвиняя их в банальной трусости, но те то знали, что ничего не могли сделать. У них просто не осталось ни солдат, ни танков. Вот на таких полях те и полегли, ветераны европейской компании. Это и есть ПРАВДА ВОЙНЫ. "Просто бьем танки". Мы наблюдаем хорошо, грамотно постановленное и снятое боевое столкновение двух не уступающих друг другу сил. Люди не бьются в истерике, не кидаются пафосно под танки, поливая с двух рук из пулеметов, не рефлексируют интеллигентно на камеру. Они выполняют тяжелую мужскую работу: умело убивают чужаков, расстреливают и поджигают вражескую технику. И вот именно поэтому "28" войдет в историю русского кинематографа. Мы же взрослые люди - нам уже до чертиков надоели эти бесконечные "боевые сериалы про войнушку", где картонные герои играют на экране какую-то "зарницу", злобное НКВД расстреливает "настоящихпатриотовроссии" пачками, и войнц выигрывает неизвестный наикрутейший разведчика, а режиссеры, снявшие поток шлака гордо ставят себе галочку за проявленный казенный патриотизм и спешат потратить гонорар. Нет там ни души, ни правды. Поэтому подобные фильмецы тут же и забываются.
Отсутствие так нынче любимого режиссерами "мяса" идет скорей всего в плюс картине. Как и прекрасные виды русских полей, настоящей русской зимы. Профессиональная работа со светом особенно порадует коллег фотографов. Нашел, правда, и несколько минусов: покоробили валяющиеся прямо на земле ППД и СВТ. Все-таки "светка" не "мосинка", грязь не любит. Странно, что в другом кадре сержант грамотно прикрывает ствол ППД от падающей с крыши трухи. И не очень понятно, почему зимой красноармейцы носят ушанки по-парадному, на хрена уши морозить? И у них что, рукавиц нет? Руки ж задубеют за несколько часов. А рукавицы по уставу были с отрезанными пальцами, спецом для стрельбы. Ну это так, придирки. По технике, вооружению и обмундированию претензий в целом нет, как и к обезличенности немцев. Здесь такой подход вполне оправдан.
Поэтому ставлю 10 звезд из десяти. Плюшки для подобного фильма не идут)) Ждем продолжения народной летописи о ВОВ!
|