Об эксклюзивности на Айстоке. Часть 2
Плодом недолгих моих размышлений стал следующий вывод. Айстоку эксклюзивность нужна лишь для одной цели — затруднить жизнь конкурентам. Именно для этого и придуман вариант эксклюзивных прав на автора, а не на его произведения. Базы конкурентов не должны пополняться даже тем, что было отбраковано на Айстоке.
Все заверения о том, что эксклюзивность нужна покупателям — полная ерунда. Покупателям нужен большой ассортимент изображений, высокое качество, низкая цена и удобный поиск. Эксклюзивность покупателю не только не нужна, а скорее наоборот — она для него вредна т. к. уменьшает конкуренцию между стоками, а значит, увеличивает цену изображений. Покупая на стоке, клиент понимает, что это изображение было продано много раз. Нет никакой разницы в том, где именно оно было продано: только здесь, или где-то еще.
Кстати о фильтре эксклюзив/не эксклюзив. Если он работает так, как заявлено, то я бы посоветовал хозяевам стока срочно отключить его, т.к. единственная польза от него для покупателя заключается в том, что с его помощью покупатель может легко узнать — какие из найденных изображений можно попытатья поискать в соседних стоках, а какие придется покупать только здесь. Впрочем, с помощью определенной доработки алгоритма данного фильтра, им можно вводить покупателей в заблуждение — например, показывая в числе неэксклюзивных работ не все изображения, а только плохо продающиеся, чтобы у покупателя создалось впечатление, что самые продаваемые работы (а значит и качественные) — только эксклюзивные (ничто не мешает мне предположить, что такая доработка алгоритма уже выполненна — если кому-нибудь интересно, можете проверить эту теорийку)
Полезность эксклюзива для авторов полностью регулируется владельцами Айстока по мере необходимости. Захотят получить больше эксклюзивщиков — снимут очередное ограничение или введут какой-нибудь дополнительный бонус. Если вдруг обнаружат отток эксклюзивных авторов — примут меры по увеличению их доходности. Но беда в том, что поле для этих маневров не безгранично: не так уж много бонусов можно придумать без увеличения расходов, да и доходность эксклюзивщиков поднять не так уж просто (если бы это сделать было просто, то оно бы уже было сделано).
Введя эксклюзивность, владельцы Айстока осознанно уменьшили рентабельность своего бизнеса. Дело в том, что поддержка эксклюзива для Айстока, скорее всего, приносит сплошные убытки. Покупатели не берут изображения более охотно лишь за то, что они эксклюзивные. Некоторого увеличения продаж эксклюзивных авторов можно достигнуть только с помощью махинаций в поиске/сортировке/фильтрации (может быть, что это уже сделано, по крайней мере такая возможность наверняка зарезервирована на будущее). Но доходность стока в целом при таких махинациях не увеличивается, а уменьшается, т. к. продажа изображений эксклюзивного автора приносит стоку меньший доход (из-за бОльших авторских отчислений). По этому, кстати, владельцам Айстока не выгодно совсем выкидывать из best match неэксклюзивщиков — продажа неэксклюзивных работ приносит Айстоку бОльшую прибыль.
Владельцы стока могли бы увеличить свои доходы, отказавшись от эксклюзивной программы Но отказ от эксклюзивности для Айстока невозможен — это выведет на рынок большое число авторов, многие из которых не побрезгуют разместить свои работы у конкурентов.
Вот и приходится Айстоку выкручиваться и придумывать, как за минимальные деньги убедить своих авторов не работать с конкурентами. Стоит ли удивляться, что предпринимаемые меры часто выглядят противоестественно. Живой пример: закачка по ftp-протоколу. (Пока это касается только закачки видео, но я ни сколько не сомневаюсь, что в условиях обострения конкуренции, с остальными функциями будет регулярно происходить то же самое.) Здесь сток идет на заведомое ухудшение эффективности своей работы. В более естественной ситуации, сток действовал бы по-другому: как только удалось настроить сервис на работу с ftp, то эта возможность была бы предоставлена всем — ведь это заметно уменьшает трафик, а значит — уменьшает расходы стока.
На счет продажи себя навечно в рабство на луковые плантации — это конечно преувеличение. Из эксклюзива можно выйти в любой момент (в отличие от луковых плантаций). И говорить, о том, что эксклюзивщик совсем лишается возможности продавать свои работы кому-либо — тоже неверно. Основная цель Айстоковского эксклюзива — уничтожение других RF-микростоков, и соответственно основным условием для автора является — не пополнение баз прямых конкурентов, в остальном — автор может ни в чем себе не отказывать.
P.S. Разумеется это — бизнес. Ничего личного. Но надо отдавать себе отчет, что входя в эксклюзивную программу Айстока, автор за символическую прибавку («это не для денег») соглашается быть соучастником в не слишком чистой борьбе Айстока с конкурентами. Т. е. фактически автор помогает своим творчеством строить супер-монополию, от которой никому лучше не будет (кроме владельцев этой монополии). Мне жаль тех иррационально мыслящих авторов, которые не хотят думать о том, в какой игре они оказываются пешками.
|