Это попытка помочь начать работу в vegas (практически любой версии от 4.0 до 8.0), это кстати одно из его достоинств – от версии к версии не меняется интерфейс и горячие клавиши, так что смена версии не влечёт за собой потери времени и нервов на адаптацию.
В vegas мы "грабим" видео (если источник - кассетная камера или магнитофон), редактируем, обрабатываем, делаем видео из последовательности фото и графики, анимируем статичные фотографии и наконец конвертируем это всё в приемлемые для фотобанков футажи, в общем всё то же что и в Adobe Premier, Ulead и EDIUS, только если вы уже не работаете в них, а собираетесь, то Vegas наверняка вам дастся быстрее и легче.
Не вдаваясь (пока) в многочисленные возможности Vegas, рассмотрим самые необходимые для изготовления футажей, из отснятого или сгенерённого в компоузерах материала, а так же примеры работы с фото.
Примечание: для того что бы окно превью располагалось привычно вверху, как во всех редакторах, надо один раз проделать несложную операцию – загрузив Vegas из меню «options» выбрать « preferenses», далее в закладке «display» поставить галочку во втором снизу окошке – «docks windows of top of main window» и всё.
1.Общее знакомство с интерфейсом (которое можно смело пропустить и перейти сразу к «настройкам проекта»):
1.1 Место парковки окон
«1» на схемке - это место парковки всевозможных окон, переключаться между которыми можно закладочками внизу окна (из них нужны по сути только эксплорер,проджект медиа, ну и может быть триммер):
Закладочки:
Explorer – простое окно эксплорера - просто берём наш файл (фото, видео или звук и тянем оттуда мышкой (или просто двойной клик) на таймлайн (№2), дорожка для файла на таймлайне создастся автоматически. Так же файлик потребного формата мы можем перетянуть на таймлайн и из простого окна, не обязательно из вегасовского, но здесь мы можем предварительно его просмотреть в окне превью изпользуя кнопки:
Нажатая кнопочка на картинке означает что превью будет происходить автоматически когда файл выделен – удобно таким образом искать нужный в большой массе.
Внимание! Этот способ импорта не подходит для пронумерованной последовательности фотографий или сгенерённых картинок. (как импортить и работать с ними – будет ниже в разделе «работа с фото»)
Trimmer – здесь мы можем подредактировать (подрезать от начала и конца) наш футажик прежде чем выкладывать на таймлайн, для этого в окне «explorer» на требуемый файл нажимаем правой клавишей и выбираем «open in trimmer». На таймлайне подрезать удобней,но через триммер может оказаться полезно, в случае если у нас на таймлайне уже сложная лепнина из разных видеоклипов и мы хотим втиснуть уже определённой длины сразу.
Project media – внешне похоже на окно эксплорера, только здесь находятся только «втянутые» в процессе работы над проектом файлики или например можно заранее сюда собрать все нужные для работы, «перетягивая» из виндовских окон или из меню «file» - «import media»
Transitions – эффекты перехода между медиафайлами (фото или видео) накладываются на место захлёста между файлами на таймлайне.
Media generators – скромная библиотечка вегасовских цветных полей, градиентов, текстур и заготовки для финальных титров фильма
Media manager - любопытная штука для тех кто работает в вегасе много и долго, можно организовать свою mедиабиблиотеку для быстрого доступа к файлам, как работает - рассмотрим позднее, если потребуется.
Video FX – наглядная библиотечка эффектов (например есть довольно грамотная цветокоррекция), которые можно перетягивать отсюда прямо на уже лежащий на таймлайне файлик, а можно и назначать из самого файла, это мы тоже рассмотрим чуть позже.
1.2Таймлайн
«2» - на схемке. Тут всё просто – дорожка создаётся автоматом, когда мы перетягиваем сюда наш файли или просто из открытой папки или из эксплорера вегаса или из project media если мы предварительно его туда заготовили. Можно сделать дорожку (аудио или видео) кликнув правой клавишей в поле справа от таймлайна:
Там же, кликнув правой же клавишей на таймкод, можем выбрать удобный счётчик для таймлайна «time format» - время, сэмплы или общепринятые тайм коды для PAL или NTSC.
1.3 Окно превью
Для нас важна пока только кнопка с выпадающим меню, в котором можно выбрать качество предварительного просмотра:
. Какое выбрать, зависит от мощности процессора и видеокарты, но надо иметь ввиду, что максимальное качество при максимальном разрешении не рескалируется в размер окна и мы будем видеть только центральную часть кадра, если конечно не растянем окно превью за краешки на полмонитора. К тому же на слабых компах, видеофайл с наложенными эффектами в окне превью будет просто тормозить. Поэтому я например пользуюсь режимом – «preview (auto)».
Остальные кнопочки позволяют: изменить общие настройки проекта (разрешение, кадры в секунду и т.п). включить просмотр на внешнем мониторе (требует разовой предварительной настройки), назначить доп. эффекты, разделить окно монитора напополам, например для просмотра и сравнения обработанного эффектами и необработанного, скопировать конкретный кадрик в буфер обмена программы или сохранить в качестве отдельной картинки в *.jpg или *.png
2. Настройка свойств проекта перед началом работы:
Главное что нам необходимо сделать, это выбрать свойства проекта (разрешение кадра, кол-во кадров в секунду, размер точки) в котором мы работаем. Это проще чем кажется. Эти свойства выбираются для того, что бы размеры проекта соответствовали нашему футажу (если это снятый камерой сюжет) или желаемому формату и размеру (если это фото)
Проще всего выбрать из имеющихся готовых темплейтов (заготовок), которые сами сразу задают все параметры. Иногда, при наличии опыта и необходимости можно внести свои коррективы, об этом чуть ниже.
Идём в меню «file>properties», или нажимаем кнопку над окном превью
и получаем
в открывшемся окне, в верхнем выпадающем меню выбираем искомый темплейт (основные используемые подчёркнуты на картинке по порядку).
Какой выбрать – зависит от камеры которой снимали или режима (см.меню камеры) или от желаемого результата - в случае с фото, только следует помнить что в пределах форматов HD и HDV - скорости кадров 25p, 50i – это общепринятые для PAL (Европа, Россия), а 30p, 60i это NTSC (USA в основном). Буковки означают «i» - interlaced, то есть 1 кадр состоящий из 2-х полей, «p» - progressive полный кадр.
После выбора темплейта, в этом же окне свойств проекта можно проверить следущие вещи:
В окошечке «full resolution quality» выставить «best», если по какой то причине стоит что то другое, в окне «deinterlace method» выставить blend fields если мы собираемся из интерлейсной (с полями) картинки делать полный кадр (бывает надо когда путаница с полями, точнее их очерёдностью или просто на комп мониторе плейеры воспроизводят некорректно – «гребёнка, строб» или none если не собираемся транcформировать поля или их просто нет – наша камера умеет progressive. Предпоследнее окошечко - «prerendered files folder» позволяет выбрать папку для временных файлов, которые вегас насчитывает для предросмотра в окне превью сложных авишек, на которые вы навертели много эффектов.
И последнее, если мы часто используем один и тот же темплейт, что бы каждый раз не настраивать его заново, в самом низу окошка свойств включаем галочку перед надписью «start all new project with these settings» и умолчанием для вегаса при загрузке станут наши настройки.
Кстати, свойства проекта можно поменять в процессе работы над футажом если вы передумали или ошиблись с первоначальными настройками, вегас сам растянет или сожмёт картинку под размер проекта.
Наверное следует оговориться, что для того что бы изготовить превью футажа для экзамена или других целей, совершенно не нужно выбирать соответствующие свойства проекта, пусть они будут такими каков оригинальный футаж а требуемый размер превью мы зададим «на выходе» в свойствах рендера готового файла.
2. Редактируем футаж(клип, файл, авишку, event media, кто как привык)
2.1 Управление
Здесь я рассмотрю только самые простые способы редактирования, потребные что бы отрезать ненужное или вырезать фрагмент(ы) футажика.
Итак: перетягиваем из окна «еxplorer» или просто из виндовского окна исходный файлик прямо на таймлайн:
Теперь научимся управлять воспроизведением и ставить курсор в нужное место. Курсор таймлайна ставиться просто в любое место по горизонтали простым кликом мышки, быстро вернуть его в начало таймлайна или в конец можно клавишами «home» «end». Что бы раздвинуть или сжать шаг таймлайна - просто крутим колёсико мыши или нажимаем + или – в горизонтальной плашечке внизу таймлайна. С места где он стоит и начнётся воспроизведение - от нажатия управляющих кнопок внизу таймлайна слева или «горячих» кнопок на клавиатуре, вот они:
Пробел – воспроизведение в нормальной скорости, при повторном нажатии воспроизведение останавливается и курсор возвращается на то место с которого начал.
«J-K-L» - воспроизведение назад-пауза-вперёд, при этом повторные нажатия на «J» и «L» двукратное увеличение скорости воспроизведения, а нажатия на них же при зажатой «K» - градации замедленного воспроизведения. Горизонтальные стрелочки на клавиатуре – покадровое перемещение курсора для более точной отрезки.
2.2 Редактирование
Отрезать лишнее от начала и конца файла можно двумя способами:
1 – ставим виндовский курсор на начало или конец клипчика
он превратиться в двойную стрелку в прямоугольнике и тянем за край «клипа» в нужную сторону убирая или добавляя лишнее.
2 – если надо вырезать несколько фрагментов, то удобней «разрезать» будущий футажик в нужных местах, для этого ставим курсор в нужное место видео, подгоняем точно с помощью клавиш управления и нажимаем «S» - сплит. Если футажи у нас на нескольких дорожках «столбиком», то разрежуться все по тому месту где был курсор, если мы этого не хотим, то перед выставлением курсора надо просто выделить искомый футаж одним нажатием мышки. И так делаем несколько до достижения нужного количества и длины футажей.
Кстати о длине – двойное нажатие мышкой на футажик выделит его синей полоской вверху таймлайна, двойное нажатие в произвольном месте – все лежащие там футажи
. Так вот эта синяя полоска - это искусственно заданная область воспроизведения, а так просчёта, рендера, по которой вегас и будет рендерить футажик (кстати сдвиг и изменение длины этой полоски – ещё один способ выбрать нужный фрагмент) . По умолчанию, если не задано других параметров – Вегас будет рендерить от начала таймлайна, а с этой полоской - от её начала до конца, в каком месте таймлана она бы не находилась. Так вот, для того что бы узнать реальную длину нашего клипчика, нужно глянуть вниз таймлана справа
Там первое окошечко это начало выделенного клипа (по выбранному таймкоду) на таймлайне, второе – окончание, и третье реальная продолжительность
Состыковать несколько футажей в один можно просто подгоняя один к лругому вплотную и выделив потом все двойным или тройным кликом в произвольном месте.
Перед рендером, для снятых камерой в интерлейсном режиме футажей, неплохо бы зайти в свойства футажика (правая клавиша мыши на футаже лежащем на таймлайне), для проверки его оригинального состояния – FPS (frame per second) и очерёдности полей, на предмет соответствия проектным свойствам и настройкам предполагаемого рендера, а то бывает, что очерёдность полей в оригинале и в темплейтах рендера разная, а это может быть незаметно при просмотре на комп. мониторе, строб в интерлейсном видео из за спутанных полей часто можно увидеть только на ТВ мониторе когда поздно. Но в общем пугаться не стоит, проблема редкая и обсуждать её мониторинг и способы устранения надо отдельно.
Как выделить отдельный фрагмент на картинке, нарисовать маску и пользоваться цветокорекцией, а так же кучу других мелкостей – наверное сделаю в течении недель двух видео туториалами, выложив сюда ссылки, так как в текстовом варианте получается громоздко и не совсем наглядно.
3 Рендерим готовый футаж
Отредактировали, выделили – теперь идём в меню «file> render as»
«Имя файла» - выбираем название ессно, только ни в коем случае не используя скобочки, символы – [] это не из за вегаса, а из личного опыта – долго не мог понять причину неприёма серверами фтп разных банков одного моего футажа, пока не убрал из названия эти скобки.
«тип файла» - выбираем «контейнер» *.mov или *.mp4 в зависимости от требований экзамена или для рендера полноценного футажа. Но интересно, что в некоторых случаях я проходил экзамен, используюя контейнер *.mov, а внутри назначая кодек mpeg-4.
«template» - это то место где нам придётся немного повозиться, так как для *.mov имеющийся набор заготовок-темплейтов вегаса – скуден и не включает общепринятые на стоках условия. То есть нам надо один раз сделать такой темплейт для каждого случая – (превью, полноценный футаж с полями и без них, можно ещё сделать темплейты с motion jpeg или photo jpeg для mov, кому что больше подходит), а потом просто выбирать его из списка «template» не теряя времени. Для этого всё таки выбираем какой нибудь удобный template из списка существующих и жмём кнопку «custom» справа от «template»в появившемся окне сначала нажимаем закладку «videо» и видим примерно вот это
Это нам и предстоить изменить и сохранить в качестве темплейта для дальнейшего использования.
В выпадающем меню «frame size» мы можем выбрать размер кадра соответствующий нашему футажу и проекту или нажать «custom» что бы выбрать нестандартный размер для экзаменационного превью. В случае «custom» в окошечках ниже задаём искомый размер, например 360х288 (подробные размеры и условия для экзаменов разных фотобанков есть в статьях уважаемого fotosav).
Ниже «frame rate» выбираем 25,000 для PAL и 29,97 для NTSC.
«Field order» - если картинка снята в режиме «i» - interlace то есть с полями, то следует выбрать тоже самое, что в свойствах футажа и проекта, если только мы не хотим превратить его в progressive, а в последнем случае в поле «Field order» надо выбрать «none».
«pixel aspect ratio» - размер пикселя 1,093 для PAL - 720х576, 0,909 для NTSC - 720x480, 1,000 для HDV 25p и 30p 1280x720 и HD 50i 60i - 1920x1080.
А вот какая точка нужна при просчёте HDV 50i 60 i - 1440x1080, не знаю, так как в оригинале она 1,333 а в этом наборе такой нет – вопрос для изучения
Далее «video format» - выбираем для *.mov «motion jpeg A» или «motion jpeg B» (в чём между ними разница визуально я не обнаружил, так что на всякий выбираю первое) – это для интерлейсной картинки или картинки большим количеством внутрикадрового движения (спорт например) или «photo jpeg» для статики и сгенерённых в компоузерах футажей и графики, или «mpeg-4» для экзаменационных. Следующее поле «compression depth» оставим без изменений.
Далее шкала «quality» - если коротко – то от 65% до 99%, точнее индивидуальным подбором, но если размер выгружаемого футажа не очень заботит, то 99% или около того.
После всех настроек в этой закладке video, нажимаем закладку audio, что бы отключить звук – это галочка в самом верху таблички, убираем её. Если звук в футаже вам важен – ессно этого делать не надо.
Внимание! Настроив всё, не спешите нажать «ok», в самом верху таблички в окне «template» набейте имя для этих ваших настроек, например «motion jpeg HD» и нажмите значок дискетки справа. ВСЁ! Темплейт готов и в следующий раз после выбора контейнера *.mov вам останется внизу выбрать ваш темплейт и нажать «RENDER»
Успешных продаж!
P.S. Чуть погодя, если это нужно, сделаю статеечку про работу в вегасе с фотоизображениями и последовательностями картинок